Новости нефтегаза

Ждали другого? Российский суд полностью удовлетворил иск Газпрома к Нафтогазу о запрете вынесения решения третейского суда

Российский суд полностью удовлетворил иск Газпрома к Нафтогазу Украины о запрете вынесения решения третейского суда.
Соответствующее решение размещено в картотеке дел Арбитражного суда г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (дело А56-124094/2023).
Решение суда
12 января 2024 г. ведущая дело судья Ю. Сюрина приняла решение иск удовлетворить полностью.
Резолютивная часть решения пока не опубликована.

Напомним, что исковое заявление Газпрома к Нафтогазу с просьбой о запрете вынесения решения третейского суда было зарегистрировано Арбитражным судом г. Санкт-Петербург и Ленинградской области 18 декабря 2023 г.
20 декабря судья вынесла определение о принятии искового заявления к производству.
Суть спора
Газпром запросил антиисковый запрет в отношении Нафтогаза в связи с инициированным украинской компанией разбирательством в международном арбитраже.
В сентябре 2022 г. Нафтогаз подал прошение об арбитраже в Международный арбитражный суд (МАС) при Международной торгово-промышленной палате (МТТП) против Газпрома.
Нафтогаз требует от Газпрома средства за услугу по организации транспортировки природного газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины, утверждая, что Газпром их не уплатил вовремя и в полном объеме.
Газпром заявляет, что не будет оплачивать не оказанные украинской компанией услуги.

Речь идет о транзите газа через газоизмерительную станцию (ГИС) Сохрановка (точка входа на Украину магистрального газопровода (МГП) Союз:
по действующему до конца 2024 г. контракту на транзит российского газа по ГТС Украины, в 2021-2024 гг. Газпром имеет возможность прокачивать в Европу около 109,6 млн м3/сутки газа, в т.ч. 77 млн м3/сутки через ГИС Суджа и 32,6 млн м3/сутки через ГИС Сохрановка,
особенности контракта:
принцип «качай или плати», по которому Газпром обязан оплачивать гарантированные объемы поставок газа для транзита, независимо от его фактического объема,
контракт заключен Газпромом не напрямую с фактическим владельцем украинской ГТС - Оператором газотранспортной системы Украины (ОГТСУ), а с привлечением Нафтогаза как прокладки, функция которой заключается в бронировании мощностей у ОГТСУ для Газпрома,
проблемы с прокачкой газа через ГИС Сохрановка начались весной 2022 г.:
ОГТСУ 8 апреля 2022 г. заявил о вмешательстве в технологические процессы транспортировки газа через компрессорную станцию (КС) Новопсков, находящуюся на территории ЛНР и прокачивающую газ, поступивший через ГИС Сохрановка,
11 мая 2022 г. ОГТСУ объявил о форс-мажор по ГИС Сохрановка и прекратил прием газа через нее, мотивировав это отсутствием возможностей осуществлять оперативно-технологический контроль за КС Новопсков, а позднее заявив о несанкционированном отборе газа из транзита на Донбассе,
Газпром оснований для форс-мажора не увидел, сообщив, что сотрудники ОГТСУ не лишались доступа к ГИС Сохрановка и связанной с ней КС Новопсков;
далее начался спор между Газпромом и Нафтогазом по плате за транзит газа через ГИС Сохрановка:
Нафтогаз как организатор транзита продолжал требовать от Газпрома оплаты за прокачку, исходя из расчетного объема транспортировки контрактных объемов 109 млн м3/сутки по правилу «качай или плати» и пригрозил арбитражным разбирательством,
9 сентября 2022 г. Нафтогаз сообщил, что подал прошение об арбитраже в МАС при МТТП в г. Париж (Франция) в связи с действиями Газпрома, местом проведения арбитража стал г. Цюрих (Швейцария),
27 сентября Газпром отверг все требования Нафтогаза, заявив, что не будет оплачивать не оказанные украинской компанией услуги по транзиту и предупредив ее о возможных санкциях РФ в случае продолжения суда, что не позволит Газпрому вообще исполнять обязательства по совершенным сделкам, включая проведение финансовых операций,
6 июля 2023 г. глава Газпрома А. Миллер вновь предупредил, что Россия может ввести санкции против Нафтогаза в случае продолжения им недобросовестных судебных разбирательств в отношении транзита российского газа в Европу.

Антиисковая защита Газпрома
Таким образом, Газпром получил предусмотренную российским законодательством антиисковую защиту от разбирательств в международных судах с Нафтогазом.
Напомним, что по действующему законодательству РФ, российское юридическое лицо, к которому за рубежом применили меры ограничительного характера, имеет право на антиисковой запрет в отношении лица, инициировавшего разбирательство за пределами РФ.
Газпром неоднократно заявлял, что в условиях антироссийских санкций и поднявшейся в Европе волны русофобии, он фактически лишен права на защиту в международных судах.
Компания считает, что арбитражные разбирательство нелегитимно, и участие в процессе бессмысленно.

Поэтому правом на антиисковый запрет Газпром активно пользуется.
Так, за подобной защитой Газпром обращался в суд в отношении разбирательства со своим бывшим СП EuRoPol GAZ, владеющим польским участком МГП Ямал - Европа.
В ноябре 2023 г. Арбитражный суд г. Санкт-Петербург и Ленинградской области удовлетворил иск Газпром экспорта к EuRoPol GAZ о запрете продолжать разбирательство в Стокгольмском арбитраже.
Сейчас последовало аналогичное решение в отношении спора с Нафтогазом, на подходе у Газпрома еще целая серия исков со стороны европейских компаний, которые считают, что ограничения на экспортных маршрутах Газпрома (вплоть до взрыва на МГП Северный поток-1) не является достаточным основанием для сокращения поставок газа Газпромом.
Несмотря на положительные решения российских судов вопрос с взысканием остается открытым, поскольку Газпром имел внушительные активы в Европе, тогда как взыскание с EuRoPol GAZ и Нафтогаза по решению российского суда имеет крайне сомнительные перспективы.

Газпром обновил абсолютный исторический рекорд суточных поставок газа по ЕСГ России

Газпром обновил рекорд суточных поставок по Единой системе газоснабжения России (ЕСГ).
Об этом Газпром сообщил в своем Telegram-канале 14 января 2024 г.
Новый рекорд ЕСГ
Тезисы от Газпрома:
13 января обновлен достигнутый днем ранее абсолютный исторический рекорд суточных поставок газа по ЕСГ России,
российским потребителям поставлено 1,8147 млрд м3 газа,
предыдущий максимум был зафиксирован 12 января и составил 1,7883 млрд м3 газа,
до этого рекордный показатель держался почти 10 лет (30 января 2014 г. было поставлено 1,7868 млрд м3 газа),
продолжающийся рост потребления газа связан с усилившимися холодами,
средняя температура воздуха в зоне действия Единой системы газоснабжения 13 января снизилась до -19,8°С,
поставки по газотранспортной системе (ГТС) Газпрома в ходе очередного морозного пика этой зимы осуществляются надежно, в т.ч. благодаря работе подземных хранилищ газа (ПХГ).

Осенне-зимний период (ОЗП) 2023/2024 гг. является нетипичным по своим погодным условиям.
Зимняя погода установилась раньше привычного срока, начало зимы сопровождалось обильными снегопадами.
Далее последовали температурные качели - сильные морозы, сменяющиеся резкими кратковременными оттепелями.
Уходящие выходные в Центральной России выдались очень морозными - в ночь на субботу температура опускалась до -32°С.
На Северо-Западе РФ, на Урале и юге Сибири также держатся аномальные холода.

В декабре 2023 г. Газпром дважды обновлял исторические рекорды суточных поставок для этого месяца по ЕСГ.
С начала января 2024 г. рекорды обновлены также 2 раза.
Подготовка к зиме
В конце октября 2023 г. Газпром сообщил, что в ходе подготовки к ОЗП 2023/2024 гг. обеспечил готовность инфраструктуры к стабильной работе в период пикового зимнего спроса.
На совещании у президента РФ В. Путина 26 октября 2023 г. глава Газпрома А. Миллер доложил о завершении закачки газа в российские ПХГ в целевом объеме для прохождения ОЗП 2023/2024 гг.:
оперативный резерв газа в ПХГ на сегодняшний день составляет 72,842 млрд м3 газа, это на 180 млн м3 больше, чем к прошлому сезону,
максимальная суточная производительность ПХГ на начало периода отбора составляет 758,8 млн м3/сутки газа, это на 6,4 млн м3/сутки больше, чем в прошлом году,
по объему оперативного резерва газа в ПХГ и по суточной производительности ПХГ достигнуты исторические максимальные значения.

Транснефть-Верхняя Волга увеличило приём нефтепродуктов от НПЗ в Московской области

Транснефть-Верхняя Волга успешно завершило проект по интеграции нефтеперегонного завода Газпромнефть - Московский НПЗ в Кольцевой магистральный нефтепродуктопровод вокруг г. Москвы (КМНПП).
Об этом сообщила пресс-служба компании Транснефть-Верхняя Волга.
Целью проекта было увеличение объемов транспортируемого топлива и расширение поставок нефтепродуктов в Московском регионе, включая поставки авиационного керосина в аэропорты столичного авиаузла: Домодедово, Шереметьево и Внуково.

В рамках этого проекта, начатого в 2022 г., был перезапущен нефтепродуктопровод от Московского НПЗ до Линейной производственно-диспетчерской станции «Володарская» протяженностью 32 км.
Ранее он был законсервирован.
Ввод в эксплуатацию данного трубопровода позволил увеличить прием нефтепродуктов от завода, увеличить поставки авиационного топлива:
в аэропорты Москвы почти в 2 раза - до 3 млн т в год,
дизельного топлива для потребителей Московской области - до 2,8 млн т в год,
автомобильного бензина - до 1,6 млн т в год.

Кроме того, на ЛПДС «Володарская» был построен и запущен в эксплуатацию вертикальный стальной резервуар общим объемом 400 кубометров.
Новая ёмкость в составе резервуарного парка станции обеспечивает безопасную эксплуатацию трубопровода с увеличенной пропускной способностью.
Дополнительно в декабре 2023 г. началось использование противотурбулентной присадки (ПТП) для транспортировки нефтепродуктов в 7 регионах ЦФО, включая и Московскую область.
Использование отечественных компонентов ПТП позволяет увеличить пропускную способность, снизить рабочее давление в трубопроводе и повысить энергоэффективность процесса перекачки.

Для эффективной внутритрубной очистки и диагностики трубопровода на территории ЛПДС «Володарская» и Московского НПЗ была завершена реконструкция узлов пуска и приема средств очистки и диагностики (КПП СОД).
Были установлены 3 стационарные камеры пуска и приема средств очистки и диагностики, а также обустроены площадки КПП СОД.
Новое оборудование российского производства отличается увеличенным сроком службы до 30 лет и соответствует всем нормативным требованиям в области промышленной безопасности.

Стоимость бензина на бирже России упала в среднем на 1,5%

Стоимость основных видов нефтепродуктов в европейской части России уменьшилась по итогам 1го торгового дня 2024 г.
Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

По данным СПбМТСБ:
цена бензина Аи-92 снизилась на 1,36%, до 39,336 тыс. руб./т,
бензина Аи-95 - на 1,63%, до 42,355 тыс. руб./т;
летнее дизельное топливо подешевело на 3,73%, до 51,216 тыс. руб./т,
межсезонное дизельное топливо - на 2,82%, до 51,922 тыс. руб./т,
при этом зимнее дизельное топливо немного подорожало на 0,15%, до 63,933 тыс. руб./т;
стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) уменьшилась на 0,08%, до 80,26 тыс. руб./т;
цена топочного мазута выросла на 1,77%, до 13,338 тыс. руб./т;
сжиженные углеводородные газы (СУГ) подешевели на 7,46%, до 22,36 тыс. руб./т,
на Урале и в Сибири, где находятся основные производители СУГ, цена этого вида топлива снизилась на 5,19%, до 18,688 тыс. руб./т.
Также 2 января 2024 г. стало известно, что ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла с 1 января 2024 г. планово выросли на 4,9%.

Рост акцизов:
на бензин класса Евро 5 вырос до 15,048 тыс. руб./т (ранее с 4,345 тыс. руб./т);
на дизельное топливо - до 10,425 тыс. руб./т (с 9,938 тыс. руб./т);
в 2023 г. акцизы на эти товары росли на 4%.
Напомним, в июле 2023 г. президент РФ В. Путин подписал закон, устанавливающий ставки акцизов на 2024-2026 гг.
Подробности закона:
вносит комплексные изменения в Налоговый кодекс в целях реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики;
предусматривает индексацию ставок акцизов на 5% в 2024 г., на 4% - в 2025 г. и на 4% - в 2026 г.
Ставки индексируются в соответствии с ожидаемыми уровнями инфляции на эти годы.
Стабилизация цен на топливо в 2023 г.
весной 2023 г. биржевые цены на топливо в РФ начали расти и несколько месяцев держались на рекордных уровнях;
следом ускорили тем роста розничные цены, кроме того в ряде регионов начал складываться физический дефицит топлива на АЗС;
в конце августа 2023 г. грузоперевозчики призвали власти ввести госрегулирование цен на дизельное топливо и зафиксировать его стоимость ниже 60 руб./л;
в сентябре из-за роста цен представители бизнеса попросили камин ввести транспортный демпфер - компенсацию компаниям за сдерживание роста стоимости доставки грузов;
с 21 сентября 2023 г. правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка для стабилизации цен;
однако 6 октября 2023 г. меры были скорректированы, в частности, было снято ограничение на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом,
экспорт был разрешен при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива;
17 ноября 2023 г. Правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт автомобильного бензина, но продолжается запрет на экспорт для поставок дизельного топлива железнодорожным транспортом;
21 ноября 2022 г. глава Минэнерго России Н. Шульгинов сообщил, что министерство обсуждает вопрос полного снятия запрета на экспорт летнего дизельного топлива;
22 ноября 2023 г. вице-премьер РФ А. Новак не исключил, что такое решение может быть принято уже в скором времени;
далее Правительство РФ приняло решение по снятию временного запрета на экспорт летнего дизельного топлива.