Госдума утвердила законопроект, вводящий принцип «бери или плати» для заключения долгосрочных контрактов на поставки газа промпотребителям

Госдума РФ приняла в 3м, окончательном чтении законопроект, который закрепляет принцип «бери или плати» (take-or-pay) для долгосрочных поставок газа.
Решение было принято на заседании 29 ноября 2023 г.
Сложный путь законопроекта
Хронология рассмотрения законопроекта в Госдуме:
в Госдуму законопроект № 49335-8 был внесен в декабре 2021 г. и принят в 1м чтении 6 апреля 2022 г.
дальнейшая проработка затянулась и решение о вынесении законопроекта на 2е чтение Госдумы Комитет по энергетике принял лишь 15 ноября 2023 г. после значительного пересмотра,
28 ноября законопроект был принят во 2м чтении,
29 ноября - в 3м чтении.

Споры вокруг take-or-pay
Законопроект № 49335-8 предусматривает внесение изменений в Федеральный закон № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» и ст. 5.2 и 52.1 Градостроительного кодекса РФ.
В 1м чтении текст предполагал уточнение понятийного аппарата, в частности, были конкретизированы понятия газ и схема газоснабжения и газификации субъекта РФ.
Ко 2му чтению готовились более значительные изменения, их подготовка заняла более 1,5 лет и потребовала более 10 согласительных совещаний.
Так, в ст. 18 закона о газоснабжении предложено расширить перечень категорий покупателей, получающих преимущественное право на заключение договоров поставки газа:
к существующим категориям (покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также покупатели, продлевающие действующие договоры) добавляется еще одна - российские промышленные потребители, категории которых определяются правительством РФ, в т.ч. вводящие в эксплуатацию новые промышленные объекты, осуществляющие производство продукции, выработку тепловой и электрической энергии,
для этой категории допускается заключение долгосрочного договора поставки газа из ресурсов организации - собственника Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и аффилированных с ней лиц (Газпром и его дочки):
при наличии возможности поставки газа в заявленном потребителями объеме,
в случае невыборки покупателями газа по договору, поставщику газа гарантируется оплата стоимости поставленного газа в расчетном периоде, но не менее его стоимости, определяемой исходя из установленного в соответствии с долгосрочным договором поставки газа планового объема газа,
в случае недопоставки симметричная выплата ложиться на поставщика, если иное не согласовано сторонами,
исключение - возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

Т.е. для промпотребителей газа вводится принцип «бери или плати» при долгосрочных поставках газа.
Вокруг этого положения шли серьезные дискуссии, касающиеся объемов газа по долгосрочным контрактам, распространение требований на производителей электроэнергии и т.п.
Комитет Госдумы по энергетике и его глава П. Завальный провели значительную работу по урегулированию разногласий компаний при подготовке законопроекта ко 2му чтению, 3е чтение также прошло без проблем.
Ранее П. Завальный пояснял, что развитие механизмов «бери или плати» необходимо для того, чтобы можно было заключать долгосрочные контракты, брать на себя взаимные обязательства и в части поставки газа, и в части его потребления.
Это будет способствовать реализации инвестиционных газохимических проектов там, где есть для этого необходимые ресурсы, добычная база, развитая транспортная структура или инвестиции в развитие транспортной структуры требуются незначительные.
Что еще нового?
Законопроект также уточняет положения о полномочиях правительства по утверждению правил технологического присоединения к магистральным газопроводам (МГП).
Органы региональной исполнительной власти наделяются полномочиями по утверждению перевода потребителей на альтернативные виды топлива, а также графиков ограничения подачи газа потребителям при аварии.
Также законопроект предлагает поправки в Градостроительный кодекс для предоставления возможности застройщику, техническому заказчику запросить информацию о возможности подключения объектов капитального строительства к перспективным сетям инженерно-технического обеспечения.
Если финансовых средств газораспределительных организаций не достаточно для покрытия их расходов на техприсоединение к газораспределительным сетям отдельных категорий заявителей, определяемых правительством РФ, мероприятия по такому присоединению выполняются или финансируются в порядке, установленном правительством РФ, региональным оператором газификации либо единым оператором газификации, в т.ч. в случае недостаточности финансовых средств у регионального оператора.
Эти изменения призваны снять ограничения и увеличить темпы социальной газификации.